[[Аналитическая записка

главы МО «Новоорский район» Караулова В.Н.
по итогам социально-экономического развития
Новоорского района за 2010 год
и основным направлениям на среднесрочную перспективу

 

Прошедший 2010 год необходимо отнести к посткризисному. Об этом свидетельствуют позитивные изменения в экономике района.
Стабилизация просматривается практически во всех отраслях и сферах материального производства и услуг. Исключение составляет аграрный комплекс, по причине аномально-засушливого лета.


В целом по совокупным объемам материального производства и услуг прирост экономического потенциала ( к 2009 году) составил 36,7%.
Объем валовой продукции в 2010году составил 13254 млн.рублей (с учетом индекса-дифлятора), (без учета объемов производства ЗАО «Ормет»).
 


Объем валовой (реализованной) продукции и услуг по Новоорскому району за 2001-2010 г.г. (млн.руб.)


Существенный прирост производства продукции отмечается в промышленном секторе экономики района.
Производство электроэнергии Ириклинской ГРЭС составило 11378,1 млн. кВт/час (в 2009 году – 8139,1 млн. кВт/час). Прирост составил 39,8%.
Стабилизация в экономике, в сферах материального производства и услуг, положительно сказалось на снятии напряженности на рынке труда, сокращении безработицы с 2,6 % в 2009 году до 1,4% на конец 2010 года.


Несмотря на ограниченность доходной части бюджета, все социальные обязательства перед населением были выполнены. Своевременно выплачивалась заработная плата работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия и различные компенсационные выплаты. Практически сведена на нет кредиторская задолженность по заработной плате на предприятиях бизнессообщества.


Все учреждения образовательной сферы, здравоохранения, социальной защиты, культуры, в целом коммунального комплекса были подготовлены к работе в осенне-зимний период. Рост доходов населения в разрезе выплат выглядят следующим образом, заработная плата – 8,7%, пенсии - 12%, социальные выплаты – 15,8%.

 


Динамика доходов и расходов населения
Новоорского района за 2003-2010 г.г.

 

Выполнены плановые показатели по строительству и вводу жилья, на строительство и приобретение которого в 2010 году было инвестировано по различным программам 96,9 млн.руб. (средства федерального, областного, районного бюджетов, кредитных источников ОАО «Сельский дом», средств населения).

Согласно разработанных администрацией района и действующих в 2010 году антикризисных мероприятий, в основу которых был заложен поэтапный, сбалансированный переход экономики к её устойчивому развитию, ликвидации издержек кризисного периода, была проведена большая работа по всем их направлениям. И здесь была важна не только стабилизация экономики в существующих производствах, но и сохранение инвестиционной составляющей в строительство новых производственных мощностей, участие в действующих федеральных и областных антикризисных программах.

К примеру, по программе развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан и созданию новых рабочих мест получены субсидии в объеме 9,2 млн.руб. – 97 –мью гражданами района, 8-мью предпринимателями получены гранты на создание и развитие собственного бизнеса в сумме 1,4 млн.рублей.

Текущий 2011 год будет не простым. Об этом свидетельствует в целом положение в макроэкономическом пространстве страны, в устройстве и состоянии бюджетной системы всех уровней, при обязательном выполнении программных расходных обязательств перед населением. В дополнение ко всему и ликвидация потерь от засухи прошлого года, требующая дополнительных инвестиций на их воспроизводство.

Негативное воздействие на бизнес окажет и увеличение налоговой нагрузки по внебюджетным фондам с 26,2% до 34,2%, введенное в текущем году.

По прежнему остается пока неприятной проблема низких заработных плат по определенной категории работников бюджетной сферы.

Предстоит большая работа, во взаимодействии с бизнесом, по дальнейшему развитию сфер материального производства и услуг, исполнении бюджетных обязательств.

Актуальной остается задача по выполнению энергосберегающих мероприятий, повышению эффективности бюджетных ресурсов, мобилизации дополнительных источников в бюджет района.


Демографическая ситуация.
Рынок труда.

По состоянию на 01.01.2011 г. население района составляет 32.105 человек (без учета временно от отсутствующих: служащих в рядах Российской армии, осужденных и части студентов).

Структура населения представлена следующим образом:
- дети до 18 лет - 7169 человек;
- пенсионеры - 8679 человек;
- инвалиды - 4417 человек.

Численность трудовых ресурсов, включая пенсионеров и инвалидов в трудоспособном возрасте - 19444 человека.
Структура численности трудовых ресурсов Новоорского района на 01 января 2011 года.

 


Отраслевая структура занятости трудовых ресурсов в экономике района выглядит следующим образом:
- занято в промышленном секторе экономики -
- в аграрном –
- в строительстве, транспорте, связи -
- в образовании, здравоохранении,
культуре, соцобеспечении –
- в органах управления, правоохранительных структурах,
пенсионном обеспечении, страховании,
финансово-кредитной сфере -
- в жилищно-коммунальной сфере –
- в торговле, общественном питании,
материально-техническом снабжении –
- в прочих отраслях –

 

 

 

 

Начиная с 2009 года в районе наблюдается естественный прирост населения (преобладание родившихся над умершими).

В 2010 году родилось 488 детей, на 4 ребенка меньше, чем в 2009 году.

 

Динамика рождаемости по Новоорскому району по годам
(1990-2010 г.г.)


Анализ состояния производительных сил в 2010 году характеризовался снижением безработицы, которая на 01.01.2010 года составила 1,43%.

В 2010 году в поисках работы в центр занятости населения
п. Новоорск обратились 1286 человек(2009год и 1362 чел.), трудоустроены 669 человек.
В целях обеспечения принятия своевременных мер по поддержке социально-экономической стабильности в районе были разработаны конкретные мероприятия по поэтапному завершению антикризисных мер. Совместно с Центром занятости проводился мониторинг состояния занятости на предприятиях: увольнений работников, невыплате заработной платы.

За 2010 год было обследовано 29 предприятий с общей численностью работников 1348 человек, из которых 38 человек находились в отпусках без сохранения заработной платы, 15 трудились неполное рабочее время. На районном уровне была принята и реализовалась программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году». По четырём основным направлениям программы освоено 12042,16 тыс.рублей, из них:
- на «Опережающее обучение по профессиям» была проведена разъяснительная работа и направлено с предприятий и организаций района ООО «Голубой факел», ООО «АВК-Автокомбинат», ООО «НОЭМЗ», ООО «Будамшинское» - 48 человек, с ними заключено 17 договоров на сумму 219,1 тыс. рублей по следующим специальностям: тракторист, водитель автомашин, автокрановщик, слесарь-механик, бухгалтер;
- на «создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ» заключен договор с предприятием ОАО «НОЭМЗ» на сумму 2262,2 тыс. рублей, трудоустроены 130 человек;
- на «Организацию по стажировке безработных выпускников образовательных учреждений» заключены договора на 14 выпускников и 13 наставников с предприятиями: ООО «СПМК Новоорская», ООО «Агрохимия», МУ «АНЖКХ», организациями: РОО, МУЗ «Новоорская ЦРБ» всего на сумму 357,46 тыс.рублей;
- на поддержку развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан были выделены средства в размере 6557,4 тыс.рублей, 97 человек получили субсидии из средств федерального бюджета и организовали своё собственное дело, из них 87 на разведение животноводческой продукции, 10 на оказание бытовых услуг, ремонт машин, пошив одежды, При организации собственного дела предпринимателям района оказана финансовая помощь в сумме 2646,0 тыс. рублей на создание дополнительно новых 45 рабочих мест.

В течении года продолжалась работа по информированию работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий в области занятости населения и ситуации на рынке труда, постоянно обновлялся банк вакансий, создавались новые рабочие места.

Совместно с Центром занятости проводились проверки на предприятиях, где была допущена задолженность по выплате заработной платы. По результатам проверок формировались графики погашения просроченной задолженности, принимались меры административной ответственности к предприятиям: ООО «АВК-Автокомбинат», ООО СПМК «Новоорская», ПО «Кооператор», ООО «Золотой Колос» и др.

Фонд оплаты труда по всему кругу предприятий и организаций в 2010 году составил – 1305,4 млн.руб. (с 1201,1 млн.руб. в 2009 году)

 

Динамика фонда оплаты труда по Новоорскому району
за 2001 – 2010 годы

Среднемесячная заработная плата одного работающего составила 11393 рубля, в том числе в материальном производстве – 13301 руб., в непроизводственной сфере -8915 руб.

 

Динамика среднемесячной заработной платы
по Новоорскому району за 2001-2010 годы


Инфляция в 2010 году составила 6,6%


Кривая роста индекса инфляции по годам

Несмотря на положительные изменения в экономике, в целом, снижение безработицы, до полной стабилизации на рынке труда еще далеко.
Не на всех предприятиях малого и среднего бизнеса наблюдается рост заработной платы. Это вызвано в основном отсутствием конкуренции на рынке производительных сил.

Основные направления в решении указанной проблемы в сфере материального производства в 2011 году и перспективе взяты на создание новых производств, расширение существующих мощностей, реанимацию неэффективных субъектов бизнеса, а в целом: создание новых рабочих мест и кадрового дефицита.

Материальное производство.
Экономический потенциал.

По структуре производственной продукции, объемам материального производства, наличию на территории предприятий и мощностей, район относится к индустриально-аграрному, с доминированным промышленным сектором экономики.

Как уже отмечалось, в 2010 году объемы реализованной продукции и услуг предприятиями и организациями района составили 13551,8 млн.руб. (к 9695,2 млн.руб. в 2009 году).

Структура произведенной продукции и услуг по отраслевой классификации выглядит следующим образом: в промышленном секторе 11932,8 млн.руб., в аграрном – 534,8 млн. руб., в строительстве- 51,8 млн.руб., транспорте и связи -246,2 млн.руб., торговле, услугах в т.ч. ЖКХ – 786,2 млн. руб.

Для сфер материального производства, начало года было не легким, сказывались влияние экономического кризиса. Стабилизация в экономике начала «проглядываться» уже в конце первого квартала.

Значительная доля объемов производства приходится на энергетическую отрасль. Как уже отмечалось, прирост объемов производства электроэнергии по Ириклинской ГРЭС составил 39,8%. По сущности - это самый наивысший показатель последних лет.

По производству, а дифференцированно потребление электроэнергии, как по своеобразному индикатору, можно судить как бы о аналогичном росте производства в целом в экономике региона, страны.

2010 год исключение, т.к. часть продукции поставлялась на новые рынки – в Сибирь, на восполнение потерь Сояно-Шушенской ГЭС.

Горно-обоготительной фабрикой ЗАО «Ормет» произведено медно-цинкового концентрата в объеме 1860,5 млн.руб. (рост 4%). Непростая ситуация складывалась в экономике этого предприятия в 2009 году, по причине падения мировых цен на цветные металлы, что отразилось на снижении оплаты труда работников. В 2010 году, последовательно, при улучшении экономических показателей, данный пробел выполнился.

В конце 1 квартала текущего года встала новая проблема – отсутствие горной рудной массы. Эта проблема решается с открытием нового рудника (месторождение в районе ).

Позитивные изменения наблюдаются в машиностроении. Данный сектор экономики оказался более уязвимым а период кризиса.

Объемы производства продукции в машиностроении увеличились на 163,1 % и составили 271,6 млн.рублей ( к 150,9 млн.руб. в 2009 году).
Прирост производства продукции в ОАО «НОЭМЗ» составил – 65%, ООО «Бозал0Автофлекс» - 55%, ООО «ЮНИТ-МК» - 81,3%.
В целом в промышленном секторе (без объемов производства Ириклинской ГРЭС), произошел значимый рост производства продукции.


В 2010 году построены и введены в эксплуатацию два новых промышленных предприятия: машиностроительное ООО «Бозал-Автофлекс», инвестируемое Бельгийской корпорацией «Бозал» и Известковый карьер с подъездными ж/дорожными путями с
Отгрузочной площадкой, инвестируемый Новотроицким цементным заводом.

В прошедшем году, начато строительство завода по производству щебня (инвестор группы «Ол Трейд») с вводом в эксплуатацию 1 очереди в текущем году.
В 2011 году продолжено строительство Новоорского щебеночного завода, мощностью 5,0 млн.м3 щебня в год ( месторождение Ульяновское).

В настоящее время заканчиваются проектные работы институтом «Гидротруд» г. Санкт-Петербург, по реконструкции комбината «Пром-Актив» в п. Гранитный под производство кубоватного щебня.
Это «проблемное» предприятие с приостановленным циклом производства.

Всего в стадии строительства и предстроительной подготовки находятся шесть предприятий.
Кроме того, определены площадки для строительства свинокомплексов и комбикормового завода (инвестор «Разгуляй-Укросс»).

Среднее и малое предпринимательство.
Малый и средний бизнес.

Сектор малого и среднего бизнеса представлен в районе на 01.01.2011 года 166-тью малыми предприятиями, 2-мя средними, 97-мью крестьянско-фермерскими хозяйства и 862 предпринимателями, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.
На долю субъектов малого бизнеса приходится 41% розничного товарооборота, 9,2% - объемов платных услуг населению, 76,5% - объемов ремонтно-строительных работ.
За 2010 год число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 жителей составило 357,1 единиц (рост 1047%). Увеличение произошло за счет создания в районе новых предприятий малого бизнеса.

 

Распределение малых предприятий
по отраслям экономики в 2010 году


Малый бизнес присутствует практически во всех сферах материального производства и услуг, оптовой и розничной торговли.
Необходимо отметить увеличение различных форм поддержки малого бизнеса в последние годы. Как уже указывалось, по участию в антикризисных программах в 2010 году 97 предприятиями получены субсидии на создание собственного дела (в 2009 году 99). Увеличился объем финансирования и количество претендентов на соискание грантов на открытие нового бизнеса и создание рабочих мест.
По программе развития сельского хозяйства, с использованием долгосрочных субсидированных кредитов, продолжается обновление машинно-тракторного парка фермерскими хозяйствами. В 2010 году их получено в объеме 19,6 млн.руб. Не менее актуально программа развития малых форм хозяйствами на селе. По указанной программе семей получили льготные кредиты, в объеме 15,0 млн. рублей.


Ремонтно-строительная деятельность.
Инвестиционная составляющая

Наличие на территории района значительного природно-ресурсного потенциала, развитой транспортно-энергетической инфраструктуры, существующих производственных мощностей, характеризуют условия инвестиционной привлекательности.

Основные направления инвестиционной политики в районе:
- строительство новых промышленных предприятий, мощностей;
- реконструкция существующих производств, их расширение ;
- строительство жилья и инженерной инфраструктуры;
- развитие, модернизация социальной сферы, туристического бизнеса;
- развитие, модернизация аграрного сектора экономики;
- активизация индивидуального предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса.

В 2010 году продолжалось строительство промышленных объектов, реализовались программы по строительству жилья, инженерной инфраструктуры, их модернизация и реконструкция.

Закончена программа по газификации населенных пунктов района. Благодаря участию в реализации различных программ, в 2010 году сохранены темпы жилищного строительства.

Строительство жилья осуществлялось с участием кредитных инвестиций по программе «Сельский дом», за счет субсидий по программам «Социальное развитие села», субсидирование молодых семей и средств населения. Объемы ввода жилья составили 12,1 тыс.м2.

По программам «Обеспечение жильем молодых семей»,»Социальное развитие села», субсидирование приобретение жилья отдельным категориям граждан получили социальные выплаты 56 семей.

В рамках программы по обеспечению градостроительной документацией продолжилась работа по разработке проектов. Схема территориального планирования МО «Новоорский район» и «Генеральный проект планировки нового квартала жилых домов «Автокомбинат-2» с выделением 153 земельных участков под индивидуальное строительство. Проведена подготовка проектно-сметной документации по газификации жилой застройкимикрорайона «Союз» в п. Новоорск ( II очереди).
Построен и введен межпоселковый газопровод с. Заморское – с.Новосевастополь, протяженностью 13,2 км и внутрипоселковые распределительные сети – 2,2 км.

Инвестиции на газификацию составили 9,13 млн.руб. В 2010 году продолжалось подключение домовладений к газораспределительным сетям (подключено 144 дома).
В п. Энергетик продолжает осуществляться индивидуальная застройка II микрорайона, реконструкция помещения поликлиники на жилые квартиры.

По программе развития жилищной инфраструктуры продолжено строительство водопроводных сетей к новой застройке (микрорайон «Союз») и его электроснабжение.

Выполнены ремонтно-строительные работы по объектам коммунального хозяйства, согласно предписаний технического надзора. Введена в эксплуатацию котельная к школе с. Караганка.

Планом строительства жилья на 2011 год предусмотрено увеличение его ввода до 14,0 тыс.м2, в т.числе по программе «Сельский дом» будет построено и введено 110 домов.

Учитывая начало реализации программы по «Модернизации здравоохранения на 2011-2012 г.г.» и организацию на базе МУЗ «Новоорская ЦРБ» межмуниципального центра, предстоит большая работа по ремонту зданий, приобретению и монтажу медицинского оборудования в больницах п. Новоорск и п. Энергетик. Общий объем инвестиций на эти цели составляет 198,0 млн.рублей, в т.ч. на ремонтные цели 50,0 млн.руб., приобретение оборудования 145 млн.руб.

В текущем году будет закончено комплектование детского лагеря «Мечта» соответствующим недостающим оборудованием, зданиями и сооружениями, необходимыми для его функционирования, согласно табеля оснащения, в режиме 200 детей в смену.

Финансы и экономика

Финансово-экономическая политика администрации района в 2010 году отражает преемственность ранее поставленных целей и задач бюджетной и налоговой политики в области доходов и расходов

по доходам - сохранение и развитие налогооблагаемой базы
в сложившихся экономических условиях
по расходам – оптимизацию и повышение эффективности
расходов районного бюджета

Формирование бюджета 2010 года происходило в условиях базисного состояния экономики 2003 года. По этой причине, доходная часть бюджета по собственным налоговым и неналоговым доходам была сформирована на 10% меньше аналогичной доходной части 2009 года. Соответственно и бюджет района в целом был утвержден с предельным его дефицитом.

Для исполнения принятых бюджетных обязательств и была выстроена финансово-экономическая политика, в основу которой заложены следующие инструменты:
- увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет с учетом привлечения инвестиций в развитие бизнеса, оказания содействия в развитие производства, продвижения продукции на рынках;

- индивидуальная работа с налогоплательщиками, в части мобилизации текущих платежей в бюджет и сохранения налоговой недоимки;

- привлечение благотворительной помощи;
- реализация неэффективного муниципального имущества;
- повышение качества администрирования арендных платежей.

В результате, исполнение бюджета по доходам за 2010 год составило 103% к уточненным его параметрам, а к первоначально принятым на 109,8% с перевыполнением доходов в объеме 10,9 млн.руб.

По проводимой долговой политике в 2010 году ставилась задача по планомерному снижению долговой нагрузки на районный бюджет.

Размер муниципального долга сокращен на 514 тыс.руб., и по состоянию на 01.01.2011 год полностью отсутствует.

По оптимизации расходной части бюджета основное направление проводилось в следующих направлениях:

- снижение неэффективности расходов;
- снижение потребления энергоресурсов
(программа энергосбережения);
- разграничение полномочий между поселениями и районом,
согласно 131 ФЗ.

Структура расходов бюджета характеризуется социальной направленностью. На финансирование образования в 2010 году было направлено 40,3% всех расходов (241,4 млн.руб), здравоохранение 10,3% (61,66 млн.руб.), социальную политику 22,3% (136,2 млн.руб.)

По статейная структура расходов бюджета.

Одной из основных качественных характеристик исполнения бюджета, является доля капитальных затрат в общей структуре расходов. Это доля в 2010 году составила 6,5%. Это инвестиции в увеличение основных фондов, капитальное строительство, реконструкцию, коммунальную инфраструктуру, жилье и другие жизненно важные сферы. И здесь очень важно участие муниципального бюджета в программах софинансирования для привлечения финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов.

В 2010 году участие в софинансировании целевых программ позволило привлечь средства федерального и областного бюджетов в объеме 33,3 млн.рублей.

За 2010 год предельно допустимые расходы, установленные Правительством Оренбургской области на содержание органов районной исполнительной и законодательной власти, для их ограничения составили 8,5%. Фактические расходы произведены при нормативе 8,1%.

Аналогические показатели по выполнению энергосберегающих мероприятий, в целом по потреблению энергоресурсов даны на слайдах.


Необходимо отменить снижение потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями, в т.ч. электроэнергии на 5% (факт 2010 г. к факту 2009 г.), тепловой энергии на 2,6%, водопотребления на 9,4% остается значимой и требует большой ответственности руководителей отделов учреждений и должностных лиц за конкретные результаты.

Учитывая введение единых тарифов по энергоносителям с 01.01.2010 года (ранее для бюджетных учреждений тарифы были льготные), рост затрат на энергоносители значителен. Увеличение нагрузки на бюджет в 2010 году, по этой причине составило 9,45 млн. руб.

Здравоохранение

Система муниципального здравоохранения направлена на сохранение и повышение доступности и качества медицинской помощи населению района.

Сеть здравоохранения представлена центральной районной больницей, районной больницей п. Энергетик, 2-мя врачебными амбулаториями и 16-тью ФАПами с оказанием первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи.

Финансирование здравоохранения в 2010 году осуществилось из фонда ОМС, муниципального бюджета, с участием федеральной целевой программы «Здоровье» и средств её предпринимательской деятельности.

Структура консолидированного бюджета здравоохранения
за 2010 год

 

Общий объем финансирования здравоохранения составил 138,1 млн.руб.
Средства ОМС в объеме 79,5 млн. руб. направлены на оплату труда работников в соответствии с установленным лимитом 73%, питание больных, медикаменты и расходные материалы.

Расходы на здравоохранение по средствам муниципального бюджета в общем объеме 37,56 млн. руб. отражены на слайде №2


Структуры расходов муниципального бюджета на здравоохранение Новоорского района за 2010 год

Основные расходы направлены на заработную плату медперсоналу скорой помощи, спецкабинетов и ФАП -38%, коммунальные услуги 26%.

Из муниципального бюджета профинансированы мероприятия по программе «Противопожарная безопасность лечебно-профилактических учреждений Новоорского района» в объеме 366,0 тыс.рублей, «Организация борьбы с туберкулезом» - 355,0 тыс.рублей.

По программе «Приобретение автотранспортных средств . . .» приобретено два автомобиля на условиях софинансирования из муниципального и федерального бюджетов.

Расходы на здравоохранение Новоорского района
в расчете на 1 жителя в 200902010 годах


Как видно из представленной информации расходы на 1жителя сокращены на 4% к уровню 2009 года. Это связано с отсутствием финансирования фондом ОМС оборудования и необходимостью снижения неэффективных расходов по средствам ОМС и муниципального бюджета.

Динамика неэффективных расходов
по здравоохранению

Необходимо отметить снижение неэффективных расходов в 2010 году, они определены сверхнормативными объемами скорой медицинской помощью – 162,1 тыс. руб. и сверхнормативными расходами на управление кадровыми ресурсами – 685,8 тыс.руб.

С 01.01.2011 года здравоохранение переведено на преимущественно одноканальную модель финансирования через систему обязательного медицинского страхования, путем передачи в фонд ОМС в виде межбюджетных трансфертов средств бюджетов муниципального района, за исключением расходов на капитальный ремонт, приобретение средств стоимостью свыше 100,0 тыс. руб., а также коммунальных расходов.

 

В 2011- 2012 годах будут реализованы мероприятия по программе модернизации здравоохранения через создание на базе МУЗ «Новоорская ЦРБ» межмуниципального центра для оказания дополнительных медицинских услуг жителям Новоорского, Кваркенского и Адамовского районов. На эти цели выделено около 200,0 млн. рублей.


Основная деятельность системы здравоохранения на 2011-2012 г.г. будет направлена на улучшение качества оказываемых медицинских услуг населению, повышения эффективности деятельности за счет:
- внедрения современных информационных систем во всех ЛПУ района, для обеспечения возможности электронной выписки рецептов, ведения медицинской документации, передачи и получения данных, в том числе записи больным на прием к врачу через Интернет и электронные киоски;
- сбалансированности объемов оказания медицинской помощи
( амбулаторной, скорой и стационарной);
- реорганизацию МУЗ «Новоорская ЦРБ» в муниципальное автономное учреждение здравоохранения с преимущественно одноканальным финансированием;
- повышения качественного состава специалистов и кадровой …

]]

Разместить в блоге
Добавить в закладки
Отправить по почте
Форма

Отправить

Версия для печати

© 2011—2018 Портал муниципальных образований

Новоорский район

Cделано в Опытном Креативном Бюро